|
||
на главную |
ГВАРДЕЙСКИЙ ПОЧЕРК АВИАТОРОВ На вопросы «Красной звезды» отвечает командир 7000-й авиабазы генерал-майор Канамат БОТАШЕВ - Канамат Хусеевич, завершилась активная фаза лётно-тактических учений, в которых участвовала истребительная и бомбардировочная авиация вашего соединения. Насколько интенсивными и сложными были мероприятия боевой подготовки? Каковы особенности нового, 2012 года? - Замечу, в 2011 году авиационная база участвовала во всех значимых стратегических и тактических учениях Вооружённых Сил на всей территории страны. Средний налёт на одного лётчика - более 100 часов. Мы продолжаем наращивать уровень лётного мастерства. На этих учениях 7000-я авиабаза привлекалась частью сил истребительной, бомбардировочной, транспортной и специальной авиации. Во взаимодействии с самолётами-дозаправщиками командования Дальней авиации военно-транспортной авиацией командования ВТА и армейской авиацией. В полном объёме отработаны приведение подразделений в высшие степени боевой готовности и действия командования по оценке обстановки и принятию решения. В ходе учений мы прикрывали и сопровождали самолёты Дальней авиации с наших аэродромов на Севере. В лётно-тактических учениях авиация действовала также с аэродромов Воронеж, Хотилово, Бесовец, Левашово. Осуществляли обеспечение с аэродромов Рязань и Вязьма. При применении авиации нашего и других соединений удалось достичь согласованности и эффективности действий. К сожалению, из-за временных ограничений по использованию нам не удалось привлечь фронтовые бомбардировщики Су-24М (в ходе учений штабы и эскадрильи отработали только подготовительные, наземные этапы мероприятий). Авиационная база также провела проверку оперативных групп и сил антитеррора. - Удовлетворяют ли вас предварительные итоги боевого применения? Какие авиационные группы внесли наиболее весомый вклад в победу над условным противником? - В учениях участвовали самолёты Су-34, которые по замыслу перелетели на базовый аэродром Воронеж, были приведены в боевую готовность, авиационная техника и лётные экипажи подготовлены к боевому вылету. В установленное время самолёты Су-34 произвели взлёт в едином боевом порядке с выходом и нанесением бомбовых ударов на полигонах Кушалино, Кингисепп. Лётно-тактические характеристики Су-34 позволяют выполнять многие задачи без дозаправки. И всё же они встретились с дозаправщиками в воздухе, отработали элементы в зоне дозаправки и сели на аэродроме Хотилово. Замысел выполнения боевой задачи с посадкой на оперативном аэродроме отработан в полном объёме. На хорошем уровне прошло взаимодействие с Воздушно-десантными войсками. Истребительная авиация Курской авиационной группы с аэродрома Бутурлиновка в сложных метеоусловиях чётко вышла на заданные цели, нанесла условный удар по наземным объектам, и это позволило успешно поддержать Воздушно-десантные войска при проведении их командно-штабного учения... - Канамат Хусеевич, вы сказали, что истребители нанесли удар по наземным целям?! - Да, особенность современных самолётов МиГ-29СМТ - прицельно-навигационное оборудование и системы управления оружием, которые позволяют поражать воздушные, наземные и морские цели. Лётный состав истребительной авиации активно готовится к этому второй год. В рамках учений истребительная авиация также отработала прикрытие государственной границы. Впрочем, в формате боевого дежурства наши истребители в Карелии, Калининградской и Мурманской областях, в Центральной России решают эту задачу постоянно, круглосуточно, в реальной сложной обстановке активных действий разведывательной авиации сопредельных государств. В основном разведку ведут над акваторией Баренцева моря... В ходе учений в зоне между Хотилово и Кингисеппом увязанные единым замыслом боевые порядки ударной авиации при выходе на полигон Кингисепп прикрывались истребителями сопровождения эскадрильи авиационной группы Бесовец, и одновременно, обозначая противника, противодействие им оказывала истребительная авиация авиагруппы Хотилово. На рубеже встречи самолёты начали выполнять задачи сопровождения ударной группы, активно прикрывали и противодействовали «противнику», который осуществлял перехват ударной группы. Задачи дальнего обнаружения и перехвата ракетами не предполагают проведения манёвренного воздушного боя, потому что современные комплексы позволяют обнаруживать, распознавать цели и применять по ним управляемое оружие «воздух-воздух» за десятки и сотни километров. При этом для обеспечения безопасности полётов было произведено эшелонирование по высотам, по рубежам и в продольном отношении. - Как при этом проходило взаимодействие-противодействие с наземными средствами ПВО? - Нам удалось реально проверить возможности авиационных средств радиоэлектронной борьбы в сочетании с манёвром для преодоления противодействия ПВО условного противника. Идёт анализ. Результаты обрабатываются, детализируются и всё же в целом удовлетворяют. Вырабатываются рекомендации экипажам самолётов, преодолевающих ПВО, и противодействующим расчётам средств ПВО для применения технических и тактических приёмов, организационных мероприятий при выполнении своих задач. - Прошедшие мероприятия были максимально приближены по характеру к малопредсказуемым, неплановым боевым действиям. Чего они требуют от лётчика в большей степени - холодного математического расчёта или «домашних заготовок»? - Любые действия авиации продиктованы задачами вышестоящего командования. Всё увязано и согласовано по времени, месту, степени поражения, привлекаемым силам. И без тщательного планирования и расчётов далеко не улетишь. В процессе лётно-тактических учений всё до предела сжато. На оценку обстановки и принятие решения командиру авиационного подразделения даётся менее суток. Вечером - боевая задача, утром - готовность к её выполнению. Подготовка и разработка замысла - прежде всего расчёты, суровый анализ всех компонентов. Непосредственное выполнение задачи начинается, как правило, по разработанному и утверждённому плану. А дальше необходимо постоянно оценивать складывающуюся обстановку, гибко и быстро реагировать, принимать решения о корректировке первоначального плана в заданных параметрах. Возможно, применять какие-то «домашние заготовки». Чтобы каждый этап завершать с оптимальным составом сил и средств. Основанная на предварительных прогнозах и расчётах интуиция тоже пригодится в условиях, когда обстановка до конца не ясна, но это не освобождает командира от принятия решения. - В период учений погода не баловала и приготовила сюрпризы в виде обильных снегопадов. Как это повлияло на качество мероприятий боевой подготовки? - Сложные метеоусловия не всегда позволяли использовать возможности экипажей по визуальному обнаружению и поражению целей. Однако уровень подготовки экипажей и состояние авиационной техники позволили успешно выполнить поставленные задачи. Наиболее сложные условия были на южных аэродромах соединения, чуть лучше - на аэродромах Левашово, Бесовец и на полигоне Кингисепп. Приходилось действовать в разнородной обстановке. - Лётно-тактические учения стали одной из первых серьёзных проверок в новом году возможностей аутсорсинга. Как это было? - Здесь надо понимать, что весь лётный состав, участвующий в учениях, - «вершина пирамиды». Основные силы и средства, личный состав, военнослужащие и гражданский персонал - все направлены на обеспечение полётов и эффективное применение авиационных средств поражения, выполнение поставленных авиации задач. Успех поражения воздушных или наземных целей, несения дежурства ПВО, прикрытия важных государственных и военных объектов закладывается в основании «пирамиды». С прошлого года на аэродроме Воронеж мы накопили определённый опыт заправки летательных аппаратов авиационным топливом - методом аутсорсинга. Положительных моментов и примеров можно привести очень много. Опыт требует анализа, дальнейшего развития и распространения на оперативные, запасные и передовые аэродромы и площадки армейской авиации. Чтобы в боевых условиях аутсорсинг не ограничивал манёвр авиации, не отставал от динамики войск, а лучше - чтобы он работал с упреждением... Тем более что в перспективе, возможно, придётся использовать аэродромные участки дорог. Эти соображения можно отнести и к питанию личного состава. Аутсорсинг должен «накрывать» всю географическую область боевых действий авиации. - Можно ли резюмировать всё ранее сказанное: учения авиационной базы прошли на гвардейской высоте?.. - На мой взгляд, лётно-тактические учения во всех подчинённых эскадрильях прошли на оценку «хорошо» (кроме одной, где по объективным причинам не удалось пока ещё выполнить воздушную часть учений). Значительную практику освоения авиационной техники, участия в мероприятиях боевой подготовки получили и опытные, и молодые лётчики. Поставленные задачи мы выполнили, особенно отрадны результаты практических ударов - по времени, точности, эффективности поражения целей. Конечно, отметим отличившихся. Однако полного чувства удовлетворения нет. Ведь имеются ещё показатели и критерии лётной выучки вероятного противника с реальным боевым опытом. Необходимо учитывать, что «с той стороны» идёт постоянная и напряжённая боевая работа по обеспечению собственных, всё более широких «жизненных интересов»... Впереди много работы. Беседу вёл Александр ХРОЛЕНКО. По материалам газеты "Красная Звезда". ссылка Советские самолеты |